Пейзаж как жанр изобразительного искусства может, на первый взгляд, показаться абсолютным пережитком прошлого, но именно он становится зачастую наиболее подходящей формой для отражения актуальных проблем современности, будь то растущая урбанизация, опустынивание, сокращение биоразнообразия или другие проявления происходящей сейчас климатической катастрофы. Современные художественные практики предлагают новые способы как взаимодействия с природным ландшафтом, так и отстранённого взгляда на него, помогают увидеть недоступные человеческому взгляду военные объекты или изрезанные технологическими инфраструктурами глубоководные ландшафты. Появляются новые оптики и способы смотреть на роль человека в пейзаже и среди природы, наделённой современной философией политической агентностью. В своей книге «Пейзаж и память» историк искусства и профессор Колумбийского университета Саймон Шама писал: «Пейзаж — это текст, на котором поколения записывают свои повторяющиеся навязчивые идеи». Вслед за автором термина «новый климатический режим» Бруно Латуром художники и исследователи нового климатического режима продолжают интенсивно писать и переписывать этот текст сегодня, привнося логику переопределения антропоцентрической позиции по отношению к ландшафту, пейзажу, окружающей среде, другим живым видам, природе и месту человека в ней.
Александр Буренков — независимый куратор выставок современного искусства и образовательных проектов, преподаватель школы «Среда обучения», Moscow School of Contemporary Art и бизнес-школы RMA. Лауреат государственной премии в сфере современного искусства «Инновация» (2017) в номинации «Куратор года». Работал куратором фонда развития современной культуры V-A-C (2014–2016), куратором галереи ISSMAG (2016–2017), главным специалистом дирекции регионального развития РОСИЗО-ГЦСИ (2017–2018), куратором галереи «Ходынка» (2019) и некоммерческого фонда поддержки современного искусства Cosmoscow (2019–2020). Публиковался в Artforum, The Calvert Journal, EastEast, «Коммерсант-Арт», Spectate, Aroundart, Colta, «Художественном журнале», «Диалоге искусств», «Афише», Strelka Mag и других изданиях.
Вход бесплатный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию при рассадке, носите маску в течение всей лекции, и оставайтесь дома при любых признаках болезни.
Современное искусство: актуальные подходы
Лекторий Музея современного искусства «Гараж»
Куратор: Екатерина Лазарева, кандидат искусствоведения, куратор Музея современного искусства «Гараж»
Третий совместный цикл лекций Музея «Гараж» и Новой Голландии объединяет художников, кураторов, критиков и учёных, рассуждающих о том, что представляет собой искусство XXI века, как меняется это понятие с течением временем, какие форматы, концептуальные подходы и методологии работают сегодня.
Со времени возникновения современного искусства прошло более полувека. Сегодня логика рассказа о нём всё чаще отказывается от присущей модернизму линейности, объясняющей многообразие явлений последовательной сменой художественных течений. Эклектичную картину современного искусства в «центральных точках» дополняет полифония различий на периферии, призывающая вместо истории, написанной на Западе, горизонтальную историю искусства. Многообразие интеллектуальных источников и критических подходов позволяет обращаться к любым актуальным повесткам и различным исследовательским оптикам.
Научная фантастика и спекулятивная география, большие нарративы и медленный активизм, изнанка психоанализа и нечеловеческие агенты — эти и другие интеллектуальные и художественные горизонты будут представлены в новом цикле образовательной программы «Открытый лекторий» на острове Новая Голландия.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.