Традиционно наука тяготела к фундаментальному и многостороннему описанию действительности, философия — к познанию мира в целом, а искусство изобретало большие формы (например, классический роман). Во второй половине XX века — после поражения фашизма и разочарования в советском проекте — стали говорить о закате «больших нарративов». Одновременно наука разделилась на мелкие дисциплины, философия растворилась в теории и studies, а искусство распалось на отдельные гетерогенные индивидуальные практики, как казалось, не поддающиеся обобщению. Но в то же время мы могли наблюдать и противоположную тенденцию — создание междисциплинарного синтеза, поиски универсалий, системных описаний и всеобъемлющих повествований. В 1960-е годы современное искусство предложило и новый метажанр — инсталляцию, а затем и надхудожественную форму — мегаломанские кураторские проекты.
Сегодня в искусстве, вероятно, происходит возвращение больших нарративов — распространение метарефлексивных практик, склонных вести повествование за другие инстанции и персоналии. Например, имитировать речь историков искусства, брать на себя кураторскую функцию, выстраивать философские системы и оперировать наукообразным дискурсом. Художники конструируют личную мифологию, фиктивную историю, квазимузеологические штудии и т. д.
В своей лекции Андрей Шенталь поделится наблюдениями за возвращением больших нарративов в искусство, попытается объяснить возможные причины их распространения и предложит критику подобных практик на примере работ нескольких российских художников.
Андрей Шенталь — художник, критик, куратор. Окончил факультет журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова по специальности «литературно-художественная критика» и магистратуру Центра исследований современной европейской философии (CRMEP) в Кингстонском университете (Лондон). В 2016–2019 годах был сокуратором Философского клуба «Винзавода» (Москва), где подготовил образовательные программы «Недовольство эстетикой», «Новые космологии» и «Диамат». Участник групповых выставок «Неокончательный анализ» (стратегический проект III Московской международной биеннале молодого искусства; Московский музей современного искусства, 2012), «Опыты нечеловеческого гостеприимства» (Московский музей современного искусства, 2017), «Электрическая запятая» (Палаццо на Дзаттере, Венеция, 2017). Куратор персональной выставки Арсения Жиляева «Возвращение» (Центр современного искусства «Винзавод», Москва, 2017). Куратор образовательной программы «Салон отверженных категорий» на VII Московской международной биеннале молодого искусства (2020) и сокуратор выставки и дискуссионной программы «Турбулентность» 8-й Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow (Москва, 2020). Автор рецензий, интервью и статей, опубликованных в различных изданиях, в том числе в журналах Artforum, Camera Austria, Frieze, Idea, Little Joe, Mute, Springerin и на сайте Colta. Работал редактором отдела современного искусства интернет-ресурса «Теории и практики» (2013–2016), редактором «Художественного журнала» (2016–2017) и корреспондентом журнала Flash Art International (2015–2018). Живёт и работает в Москве.
Вход бесплатный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию при рассадке, носите маску в течение всей лекции, и оставайтесь дома при любых признаках болезни.
Современное искусство: актуальные подходы
Лекторий Музея современного искусства «Гараж»
Куратор: Екатерина Лазарева, кандидат искусствоведения, куратор Музея современного искусства «Гараж»
Третий совместный цикл лекций Музея «Гараж» и Новой Голландии объединяет художников, кураторов, критиков и учёных, рассуждающих о том, что представляет собой искусство XXI века, как меняется это понятие с течением временем, какие форматы, концептуальные подходы и методологии работают сегодня.
Со времени возникновения современного искусства прошло более полувека. Сегодня логика рассказа о нём всё чаще отказывается от присущей модернизму линейности, объясняющей многообразие явлений последовательной сменой художественных течений. Эклектичную картину современного искусства в «центральных точках» дополняет полифония различий на периферии, призывающая вместо истории, написанной на Западе, горизонтальную историю искусства. Многообразие интеллектуальных источников и критических подходов позволяет обращаться к любым актуальным повесткам и различным исследовательским оптикам.
Научная фантастика и спекулятивная география, большие нарративы и медленный активизм, изнанка психоанализа и нечеловеческие агенты — эти и другие интеллектуальные и художественные горизонты будут представлены в новом цикле образовательной программы «Открытый лекторий» на острове Новая Голландия.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.