Представитель петербургской династии зодчих Олег Явейн расскажет об одном из выдающихся петербургских архитекторов ХХ века Игоре Георгиевиче Явейне (1903–1980).
Игорь Георгиевич Явейн — яркая и самобытная фигура в отечественном зодчестве ХХ столетия. Ученик Александра Никольского, в конце 1920-х он выступил с серией конструктивистских экспериментальных проектов, в которых разрабатывались новые пространственные организмы современной архитектуры. В ряде проектов этой серии И. Г. Явейн выдвинул принципиально новые идеи в области вокзалостроения. В конце 1930-х годов А. А. Веснин охарактеризовал работы Явейна как «поиски новой органической архитектуры».
После запрета конструктивизма И. Г. Явейн отказался принять официальную линию «освоения классического наследия», напряжённо искал собственный «третий путь» и в итоге сосредоточился на архитектуре железнодорожных вокзалов, рассчитывая сохранить свои архитектурные принципы и мотивируя их спецификой транспортного строительства.
И. Г. Явейн был основоположником теории архитектуры транспортных сооружений, автором первой в России монографии об архитектуре железнодорожных вокзалов и ряда научных исследований энциклопедического характера, охватывающих историю мирового вокзалостроения на протяжении более чем 150 лет. По проектам И. Г. Явейна возведено более 100 вокзалов в городах и других населённых пунктах России: в Великом Новгороде и Курске, серия вокзалов Московско-Курской железной дороги, вокзал в Дубулты на Рижском взморье и другие. Жилой дом ИТР Свирьстроя в Ленинграде и вокзал в Великом Новгороде взяты под охрану как памятники архитектуры.
И. Г. Явейн прошёл через все этапы истории советского зодчества. На этих этапах отрицалось, ниспровергалось, запрещалось многое из того, что было создано в предшествующий период, менялись облик городов, направленность творчества и сам характер работы архитектора. Но И. Г. Явейн через все переломы эпохи пронёс своё человеческое и творческое кредо, своё художественное видение. В контексте столь сложного времени жизненный и творческий путь этого мастера кажется нестандартным, а в чём-то и уникальным.
Лектор: Олег Явейн — профессор Московского архитектурного института, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, лауреат российских и международных конкурсов, награждён Большой золотой медалью РААСН за лучшую архитектурную реализацию 2012 года, автор более 100 научных публикаций и нескольких монографий (последняя на сегодня — «Архитектор Игорь Явейн. Полный каталог работ» — вышла в издательстве «Татлин» в 2020 году).
Вход бесплатный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию при рассадке, носите маску в течение всей лекции, и оставайтесь дома при любых признаках болезни.
Лекторий архитектурного журнала «Проект Балтия»
Куратор: Владимир Фролов, архитектурный критик, главный редактор журнала «Проект Балтия»
Четвёртый год работы лектория посвящён личностям: прежде всего творцам зданий и ансамблей, но не только им. Героями архитектуры могут выступать даже простые горожане. По традиции общая тема, заданная куратором Владимиром Фроловым, на каждой встрече будет преломляться по-своему. Лекторы вспомнят великих зодчих и инженеров прошлого, дадут трибуну тем, кто проектирует и строит сегодня, поговорят о всесильной фигуре заказчика и о роли мастеров — каменщиков, резчиков, программистов, а также рассмотрят портреты жителей домов разных эпох.
Особое место в цикле лекций займёт и сама категория героического. Можно ли назвать героями зодчества тех, кто создавал наиболее монументальные сооружения? Или настоящие лидеры профессии — те, кто стоит за лучшими произведениями в художественном смысле? Есть ли место героическому в сегодняшнем (как кажется, чуждом всякому подвигу) времени? Или, может быть, современные герои — это те, кто защищает существующие здания, а не проектирует новые?
Итак, в рамках лекций речь пойдёт о самых разных аспектах героизма и героического в архитектуре: о феномене «звёздной архитектуры» 1990–2000-х и причинах её падения, о ницшеанстве зодчих тоталитарных режимов, о массовом человеке, участнике вполне героического строительства в СССР 1960-х годов, и, конечно, о героях города на Неве — зодчих, критиках, художниках архитектуры: от петровского барокко до метамодернизма и суперэклектики наших дней.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.