Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
В первой половине 1940-х годов советские архитекторы создали множество проектов военных монументов, а также проектов реконструкции разрушенных городов, важной частью которых были мемориальные сооружения. Многие из этих проектов были необычными, неортодоксальными, странными. Они сильно отличались от советского архитектурного мейнстрима предшествующего периода и от послевоенных мемориалов. С самого начала Великой Отечественной архитекторы начали экспериментировать, стремясь изобрести новый, неконвенциональный язык для выражения грандиозной трагедии. «Безъязыкая улица» должна была найти язык, чтобы «выговориться» и чтобы мобилизовать общество.
Мемориальные проекты Андрея Бурова, Леонида Павлова, Григория Захарова, Моисея Гинзбурга и др. демонстрировали предельный случай коммуникации на границах мемориального жанра, или, точнее, попытки переопределения самого жанра. В лекции рассматриваются источники этого архитектурного языка, а также механизмы психологической манипуляции, разработанные архитекторами. Они использовали риторические инструменты, восходящие к традиционной поэтике героических мемориалов прошлого. Новые мемориальные проекты сочетали также латентный милитаризм межвоенной советской архитектуры и дизайна с откровенной воинственностью памятников революции и Гражданской войны. С другой стороны, столкновение с массовым насилием новых масштабов, форм, степени жестокости побуждало архитекторов и скульпторов к поиску максимально сильных форм и средств воздействия. Результатом военных потрясений стали проекты, демонстрирующие парадоксальное «освобождение» советских архитекторов. Функция мемориальных сооружений также позволяет на их примере продемонстрировать особенности политики и практик конструирования истории, технику отбора событий, подлежащих увековечению, достойных «закрепления», и характер образов, в которых это увековечение происходит. Мы также обсудим «модельный» случай, предшествующий мемориальным проектам Великой Отечественной, — конкурс на памятники на местах боев Зимней войны.
Вадим Басс — доцент факультета истории искусств, доцент искусствоведения.
Вход свободный. Количество мест ограничено. 18+
Лекторий Европейского университета
Европейский университет в Санкт-Петербурге представляет цикл лекций «Помнить нельзя забывать», посвященный изучению политики памяти в разных ее проявлениях. Как передается информация от поколения к поколению через науку и фольклор, как и для чего создавались памятники советского периода, что происходит с памятниками в США и как памятники отражают мифы соответствующей эпохи. Лекторы поднимут вопросы о воспроизводстве авторитарных режимов, чувственной памяти и особом религиозном дискурсе.
В лектории примут участие ведущие специалисты и профессора Университета, которые продемонстрируют современные результаты исследований в области истории, антропологии, политологии и истории искусств.