Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Сегодня в перформансе все больше сквозит призрак политэкономии, то есть реалий современного труда, который, кажется, вышел за пределы рабочего места. Эта тенденция прослеживается с 1960-х: в традиции современного танца, который ввел в танцевальный вокабуляр рутинное действие, и в приемах неоавангарда, синхронизировавшего действия перформанса с трудовыми навыками постиндустриального сдвига.
Зависимость телесного движения от экономических отношений анализировали и раньше. Кракауэр и Беньямин развивали видение хозяйственных процессов как задействующих и преобразующих телесность, как это описано в «Капитале» Маркса. Примерно в то же время советский авангард стремился эту взаимную обусловленность преобразовать практически — через «биомеханику», «товарища-вещь» и другие концепты.
В XXI веке в понятиях «нематериального труда» (Хардт и Негри), «виртуозности» (Вирно), «артистической критики капитализма» (Болтански и Кьяпелло) уже искусство — и перформанс в частности — используются как аналогии для описания труда. Это сближение подтверждается в феминистской критике аффективного и репродуктивного труда, где эмоции и забота выступают как хозяйственные категории.
Опасную близость искусства и современного капитализма видит исследовательница Бояна Кунст, для которой перформанс выявляет эту близость особенно симптоматично.
В концепте «прекарности» (нестабильной занятости, отсутствия гарантий) явна зависимость от традиционного социального положения художественной прослойки, богемы как люмпен-пролетариата. В институциях современного искусства, стремящихся оживить музей перформативностью, все больше ширится этот общественный класс полубезработных исполнителей. Клер Бишоп зафиксировала видимость этой прослойки в понятии «делегированного перформанса». Присутствие этого множества становится ключевым свойством нового видения культурных учреждений: оно трансформирует эстетическое пространство, в том числе музейное. Есть ли в этом «присутствии» потенциал к классовой сознательности?
Егор Софронов — художественный критик, редактор «Художественного журнала», с 2017 года — преподаватель института «База». С 2018-го — сооснователь и соведущий образовательной и публикационной программы «Лаборатория художественной критики» в ЦСИ «Винзавод». В 2015–2017 годах — научный сотрудник программы «Полевые исследования» выставочного отдела Музея современного искусства «Гараж». Окончил магистратуру по художественной критике и литературе Школы изобразительных искусств, Нью-Йорк (2014). Публиковался в aroundart.org, в журналах «Разногласия», «Искусство кино», «Художественном журнале» и других изданиях. Сооснователь междисциплинарного коллектива «Союз выздоравливающих» (c 2014).
Вход свободный. Количество мест ограничено. 18+
Лекторий по теориям и практикам перформанса
Кураторы: Марина Исраилова, независимая исследовательница, куратор; Анна Козонина, исследовательница, критик современного танца
Академические исследования перформанса — область знания, ускользающая от чётких рамок и определений, в первую очередь потому, что само понятие «перформанс» существует в разных дисциплинах и понимается ими по-разному. Сегодня её кроссдисциплинарные связи тянутся от театроведения и истории танца до этнографии и антропологии, от лингвистики и философии до физики, от социологии и политологии до гендерных исследований.
Центром внимания в этом курсе лекций станет перформанс как вид искусства, рассматриваемый в широком контексте. Кроме теории, в курсе будут представлены и практики: задокументированные и живые перформансы, художественные интервенции и ситуации, вскрывающие перформативный характер обыденных действий.