Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Начиная разговор о кинематографе и психоанализе, трудно избежать мысли о единстве этих форм духовного опыта. Кино рождается одновременно с психоанализом, последний становится существенным ресурсом для кинорежиссеров, а теория кино опирается на психоаналитическую теорию. Однако на рубеже ХХ-XXI столетий американские кинокритики и кинотеоретики восстают против «большой теории» в лице психоанализа, указывая на растущий разрыв между реальным опытом кино и абстрактностью описывающих его концепций.
Лектор попытается очертить две эпохи в истории отношений кинематографа и психоанализа. Одна из них связана с именем Жака Лакана и господством теоретического конструирования. Вторая — с британской традицией психоанализа (Мелани Кляйн, Уилфорд Бион), отмеченной интересом к феноменологической конкретности, способах проживания внутреннего мира. Такая стратегия во многом коррелирует и с современными кинематографическими практиками, где время и пространство оттесняют субъекта на второй план.
Нина Савченкова (Санкт-Петербург) — доцент философских наук, заведующая кафедрой философии и психоаналитической критики Восточно-Европейского института психоанализа, руководитель программы бакалавриата «Кино и видео» и магистерской программы «Критика и теория кино» факультета свободных искусств и наук СПбГУ.
Куратор направления: Алексей Артамонов (кинокритик, редактор сайта syg.ma)
Лекторий «Теория(ии) кино». Теория кино существует почти столько же, сколько и сам кинематограф, определивший многое в XX веке. За последние 50 лет способы его анализа расширились и разветвились настолько, что впору уже говорить не о единой теории, а о множестве пересекающихся, но не сводимых друг к другу исследовательских течений, образующих вокруг кинематографа сложную междисциплинарную сеть. По большому счету кино теперь не столько предмет, сколько повод с разных сторон подойти к изучению визуальной культуры как таковой, истории медиа, способов репрезентации, механизмов человеческой психики и так далее. Чем пытаться проследить линейную историю развития кино и кинотеории, куда важнее сегодня попробовать придать полифоническое звучание существующим подходам к его осмыслению: от феминистских и психоаналитических до визуальной антропологии и медиаархеологии, и попытаться понять, что из этого может быть для нас особенно актуально в свете новых вызовов современной культуры.