Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Современные звуковые практики все чаще предполагают, что медиумом звукового опыта является не просто слуховой аппарат организма, но все воплощенное пространство. Выходя за пределы предписываемой ему сенсорной ниши, звук становится многоуровневым интерфейсом человеческих и нечеловеческих аппаратов восприятия.
Отказ от визиоцентризма проявляется в том, что происходит перелом в развитии логик репрезентации данных. Так, во многих неинвазивных способах исследования используются технологии считывания информационно насыщенных звуковых волн, находящихся по ту сторону слышимости человеком. Происходит освобождение от необходимости перевода данных на языки визуализации.
Одной из наиболее интересных артикуляций аудиального становится воздействие звука на тело, его способность доставлять боль или наслаждение, переопределяя и приумножая границы телесности. Проприоцепция, то есть ощущение собственного тела в пространстве, является одним из наиболее часто кооптируемых чувств в музыкальных практиках. Оно приближает к опыту возвышенного, будучи чистым аффектом, не поддающимся исчерпывающему концептуальному определению.
В современных когнитивных подходах, ориентированных на телесную медиацию восприятия и действия, существует тенденция исследовать проживаемый опыт. В применении к аудиальности эти подходы способны указать на глубокую взаимосвязь проприоцептивного опыта с такими структурами аудиальности, как повторяемость, протяженность во времени, референция к источнику звука, бинауральность.
В связи с этим возникает запрос на конструирование теории аудиального образа, которая учитывала бы возрастающую важность мультисенсорности как одного из ключевых параметров современной культуры. Сверхчувствительность современной техники позволяет раскрыть измерение звуковой микроскопии, а биосинтезаторы на основе аналоговых вычислений дают артикуляцию гиперобъектным процессам окружающей среды. Звуки подводных глубин и верхних слоев атмосферы, звуковые дорожки микрофонов, способных фиксировать звучание растительной жизни, — все это становится предметом (крипто)археологий и/или геологий звука.
Никита Василенко — саунд-артист, исследователь медиа, куратор. Автор проектов Bankistan, XYXY Bank. Области интересов — современные теории медиа, визуальная культура, биотехнология, философия техники. МА in Visual Culture, НИУ ВШЭ.
Максим Мирошниченко — аспирант факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. В сферу интересов входят философские проблемы когнитивной науки и ИИ, исследования современной музыки.
Кураторы направления: Марина Исраилова, искусствовед, независимый исследователь, Вита Зеленская, антрополог, независимый исследователь.
Вход свободный. Количество мест ограничено. 18+
Лекторий по исследованиям звука «Вслух»
Лекторий «Вслух» посвящен звуку в его политическом и социальном аспектах: на фоне возросшего интереса к звуковым явлениям в гуманитарных науках эта линия мысли о звуке кажется наиболее перспективной и важной.
Лекторы — представители философии, социологии, культурологии, антропологии и sound studies — исследуют звук как социальное явление, детерминированное (со)обществом и несущее на себе следы его противоречий. В то же время они отмечают, что звук и музыка обладают потенциалом освобождения, способностью переопределяться и объединять, создавать, пусть и временные или воображаемые, новые миры.
То, как мы слышим и слушаем, производим звуки и тишину, проводим границы между шумом и музыкой — интереснейший предмет для обсуждения, который также будет освещен в серии лекций.